Забавное интервью с Квентином Тарантино: Тарантино влюблен не в китчевую эстетику, а в кинематограф как таковой — и упорно взращивает причудливые цветы на куче известно какого сора. Вроде бы мусорное “Доказательство смерти” переполнено изысканными цитатами (и не только из трэшевой классики), пленка нарочито состарена, склейки между частями подчеркнуто неряшливы. Да и герои — как злодей, так и героини — по профессии кинематографисты… то есть каскадеры.
- Иногда складывается парадоксальное впечатление, что вам нравятся абсолютно все жанры и типы фильмов. Неужели это действительно так?
— Нет, ну как это все… Не все… Некоторые не нравятся… (Долгая пауза.) Только вот какие?
А, вспомнил! Я обожаю исторические фильмы, но недолюбливаю костюмные драмы.
Еще я не люблю биопики. Они просто инструмент для получения “Оскаров”. Причем пользуются им не режиссеры, а актеры. Берут суперпубличную фигуру, которую знают все люди на Земле, а потом рассказывают ее жизнь в виде несложной схемы. Где тут вообще кинематограф? Сплошная коррупция вместо кино. Если взять самого интересного человека на свете, а потом рассказать его жизнь с рождения до смерти, то получится убийственно скучное зрелище. И не поможет даже выбор самых увлекательных эпизодов из его биографии.
Я никогда не понимал, зачем пытаться пересказать всю жизнь с начала до конца. Возьмите один день, сконцентрируйтесь на нем, и это будет куда интереснее. Расскажите день, когда Элвис Пресли впервые переступил порог Sun Records, или день накануне — а закончится кино тем, как он входит в дверь Sun Records. Вот это было бы здорово.
- Давно известно, что вы обожаете кино. А к автомобилям, например, как относитесь?
— Не поверите: совершенно спокойно. То есть я вожу машину, но фанатиком этого средства передвижения меня никак не назовешь. Крутые тачки в кино — другое дело. Их я люблю всей душой! А у меня самого всегда были дерьмовые машины. Иметь дерьмовую машину — это здорово. Например, крыло поцарапаю — плевать. Или разобью ее к чертям — жалко, конечно, но не очень. Украдут — и фиг с ней. Важна не машина, а свобода. Повседневная свобода, в смысле, которая позволяет не зацикливаться на такого рода фетишах. На экране машину приятно видеть. Не то что в жизни.
- Следующей в вашем графике значится неожиданная работа: вы сыграете одну из ролей в новом фильме японца Такаши Миике!
— Такаши Миике — потрясающий режиссер, я остаюсь его поклонником на протяжении уже лет шести. По-моему, его “Кинопробы” должны входить в список десяти лучших фильмов последних десяти лет. Он производит на зрителя столь особенное впечатление, что получать его следует в кинозале, а не дома на диване. Вроде бы ужас сплошной — он осмеливается на то, за что менее безумный режиссер в жизни не взялся бы — и ты думаешь: “Да он псих!”, и тут он посреди фильма начинает смеяться над тобой. Уловив этот смех, ты чувствуешь моментальное облегчение и тебе больше не страшно. Редкое умение. Надеюсь, в нашем новом фильме это будет чувствоваться. Хотя о самом проекте ничего определенного я пока сказать не могу. Мы еще толком не приступили к работе.
- Фильмы ужасов, подобные “Доказательству смерти”, обычно используют фобии и страхи зрителей. А чего боитесь вы?
— Хороший вопрос. Например, больше всего на свете я боюсь — не поверите — крыс. До смерти боюсь. Иррациональная фобия, но побороть я ее не в состоянии. Если под столом, за которым мы с вами сидим, сейчас оказалась бы крыса, я бы тут же, не задумываясь, вскочил на стол. И орал бы как сумасшедший.
- А кошмары вам снятся?
— Много лет уже у меня не было кошмаров. Когда детям снятся страшные сны, они прибегают в постель к родителям. Так вот, когда мне в последний раз снился кошмар, я поступил так же, но моя мать поступила довольно неожиданно: не пустила меня и отослала обратно в свою кровать. Тогда я внезапно осознал, что больше не могу позволить себе роскошь видеть страшные сны и звать мамочку на помощь.
- Трудно ли было заполучить таких звезд как Брюс Уиллис или Ник Кейдж во второсортный фильм?
Тарантино: Честно говоря, для меня это стало большим сюрпризом. Я даже не знал, что Уиллис занят в фильме Роберта, пока я не увидел его на съемках, типа: "А он что здесь делает?". Я потом я заметил зеленый берет и солдатскую рабочую форму и до меня дошло - он не просто пришел нас проведать, он в нашем фильме!
И ни один из нас так и не понял, что Ник Кейдж был в фальшивом триллере о зомби, пока мы не прочли об этом. НО им явно хотелось поучаствовать, и они великолепны.
- Вы работали вместе с Родригезом в "Городе грехов", но в этот раз каждый из Вас снял свой собственный фильм. Между Вами нет чувства соперничества?
Тарантино: Ну с любыми другими это так бы и произошло, они бы хотели превзойти друг друга, но не мы. Наши фильмы до смешного дополняют друг друга, и мне кажется, зрителям хочется посмотреть более динамичный фильм Родригеза, и мне кажется, что им хочется послушать мои диалоги и увидеть, как я немного замедляю фильм, а затем ускоряю его до кульминационного момента.
- Правда, что Вы пишете обыкновенной ручкой?
Тарантино: Истинная правда. Я использую красную и черную. Один из самых приятных моментов в профессии писателя в том, что можно абсолютно свободно совершать странные ритуалы, если они делают тебя счастливым и повышают производительность.
В обычной жизни я не суеверен, но что касается писательского труда - да, хотя я и знаю, что все это- дерьмо собачье. Но я так начинал, и так оно продолжается. Мой ритуал - никогда не использовать печатную машинку или компьютер. Я всегда пишу от руки.
Это церемония. Я иду в магазин и покупаю блокнот - и я не покупаю десять за раз. Я покупаю всего один и исписываю его. Затем я покупаю кучу красных ручек и кучу черных, и я типа думаю: "Этими ручками я собираюсь написать "Молотильню".
- А чем Вы занимаетесь между фильмами?
Тарантино: Я люблю смотреть множество фильмов, но также люблю путешествовать. После "Убить Билла" я окунулся с головой в разные приключения. Я поехал на конное сафари в Африку, и это было круто. До этого я ездил на лошади, но пришлось научиться ездить как следует, поэтому я целый месяц потратил только на это.
Затем я проехал по гоночной трассе NASCAR, я ехал со скоростью 147 миль в час и сделал 8 кругов. Море удовольствия.